С.Б. Нужнова, А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ФОРМ ЕГЭ
В нашем Отечестве сложилась хорошая традиция масштабно отмечать важнейшие исторические события, сыгравшие исключительную роль в судьбе российских народов, например, военные победы России. Разумеется, эта традиция находит отражение и в деятельности учреждений образования. Но, к сожалению, сопутствующие великим датам мероприятия обычно отражаются в сфере воспитательной работы, недостаточно затрагивая учебный процесс. Поэтому подобная работа носит эпизодический характер. Если же некоторые факты из великих отечественных событий включить в содержание различных предметов, то задачи патриотического воспитания будут актуализироваться чаще, в том числе, и на уроках не только истории и литературы, но и других предметов. Такой подход создаст условия, когда у подрастающего поколения не будет возникать стремление «переписать историю» своей Родины.
Использование компьютерной поддержки преподавания школьных предметов позволит органично, ненавязчиво обращаться к вопросам, связанным с Великими Победами России, например, включать в некоторые тексты учебных материалов факты и сведения из военной истории. Покажем реализацию этой идеи на примере нескольких учебных предметов. При этом фактический материал отобран из истории Великой Отечественной войны, победа в которой отмечается в 2015-ом году. Кроме того, в некоторых примерах для создания компьютеризированных учебных материалов использованы те формы практических заданий, которые представлены в демонстрационных вариантах единого государственного экзамена 2015 года (http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm).
Задания с использованием форм ЕГЭ. Битва за Днепр
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1) Битва за Днепр — ряд взаимосвязанных стратегических операций Великой Отечественной войны, проведённых во второй половине 1943 года на берегах Днепра.
(2) С обеих сторон в битве приняло участие до 4 млн человек, а её фронт растянулся на 750 километров. (3) Движимые желанием спасти державу и родную землю, наши доблестные воины оказали достойное сопротивление противнику. (4) В результатедальновидности командования в течение четырёхмесячной операции Левобережная Украина была почти полностью освобождена Красной Армией от нацистских захватчиков. (5) <…> операции значительные силы Красной Армии форсировали реку, создали несколько стратегических плацдармов на правом берегу реки и, в довершение, освободили город Киев. (6) Достоверный факт: битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой военной истории.
Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Битва за Днепр стала переломным сражением Великой Отечественной войны.
2) В результате сражения за Днепр была освобождена Левобережная Украина.
3) Битва за Днепр – ряд взаимосвязанных широкомасштабных операций, одно из крупнейших сражений в мировой военной истории.
4) Фронт битвы за Днепр растянулся на 750 километров, а в сражениях приняли участие 4 миллиона человек с обеих сторон.
5) В мировую историю битва за Днепр вошла как одно из крупнейших сражений, объединивших мощные тактические операции.
Ответ: ___________________________.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? Выпишите это слово.
в ходе
из-за
для
после
Ответ: ___________________________.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЕРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Операция, -и, ж.
-
Арифметическое или логическое действие.
2. Специальный способ записи некоторых действий.
3. Комплекс воздействий на органы человека или животного, проводимых врачом с целью лечения или диагностики.
4. Ряд стратегических военных действий, подчиненных единому плану.
5. Совокупность комплексных операций, направленных на решение технологической задачи.
Ответ: ___________________________.
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
девЯтеро
допризЫвник
дОнизу
далЕче
Ответ: ___________________________.
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Гитлер требовал, чтобы солдаты ВЕРМАХТА защищали позиции на Днепре любой ценой.
Приказ соорудить КОМПЛЕКТ оборонных сооружений у Днепра, известный как «Восточный вал», был отдан немецкой ставкой 11 августа 1943 года и начал приводиться в исполнение незамедлительно.
Антигуманный приказ о тактике «выжженной земли» ПРИВОДИЛСЯ в исполнение неукоснительно, сопровождаясь массовым истреблением мирного населения.
Однако к началу сентября в полосе наступления Центрального фронта советские войска рассекли немецкий фронт и в образовавшуюся брешь УСТРЕМИЛИСЬ к Днепру.
С целью ослабления сопротивления на правом берегу Днепра, советское командование решило ВЫСАДИТЬ на правый берег парашютный десант.
Ответ: ___________________________.
Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
двухсотый наряд
их дезертир
доказательный довод
спрятанные детонатора
дубликаты удостоверений
Ответ: ___________________________
Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Получив приказ о наступлении, Днепр был форсирован советскими войсками. Б) Все, кто изучает историю Великой Отечественной войны, знает о битве за Днепр как о грандиозном сражении. В) Русский писатель Юрий Бондарев, описанный в повести «Батальоны просят огня» сражение за Днепр, сам служил артиллерийским офицером в годы Отечественной войны. Г) Благодаря мастерства режиссёров Чеботарёва и Боголюбова и таланту актёров, фильм «Батальоны просят огня», снятый по одноимённой повести Ю. Бондарева, передаёт реальную атмосферу битвы за Днепр. Д) Ю. Бондарев в повести «Батальонах просят огня» показал истинный патриотизм и человечность в антигуманных условиях войны.
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Интерактивные версии приведённых выше заданий составляют единый комплект, размещённый в папке «ЕГЭ-русский» с запускающим файлом index.html. Каждое из заданий оформлено на одной веб-странице и снабжено инструментом оперативной проверки. Переходы между заданиями происходят в помощью кнопки «Далее». В данном случае оптимальной формой проверки может быть использование активных окон, в которые ученик записывает ответы с помощью клавиатуры. Ниже приведены иллюстрации к интерактивной версии комплекса заданий.