Эти задания разработаны с учетом психологических рекомендаций и нацелены главным образом, не на использование запоминающих функций мозга, а на развитие способностей думать, рассуждать, анализировать. Они выполняют не столько контролирующие функции, сколько обучающие, воспитывающие и диагностирующие, т.е. способствуют формированию творческой личности. Подобные тесты в психологии опираются на метафорическую сигнальную систему, содержащую образную и вербальную метафоры. А вся метафорическая структура – это необходимый компонент творческого мышления.

Цель в тестовых заданиях «Да-Нет» ставится – оценить качество знаний обучаемых с учетом индивидуальных особенностей в соответствии со следующими факторами:

1) формулы, осведомленность (знание фактического программного материала);

2) формулы, символизация (способность к использованию условных знаков моделей, к преобразованию знаний);

3) графики, осведомленность;

4) графики символизация;

5) абстрагирование, моделирование (способность к обобщению конкретного материала, к моделированию, использованию абстрактных моделей);

6) применение понятий, практические умения (способность «применять» теоретические знания в различных учебных ситуациях).

Укажем процесс выполнения заданий. Для учащихся заготавливается бланк протокола с номерами вопросов и колонками для ответов.

 

Таблица 2 – Бланк протокола

   Ответ

   Ответ

   Ответ

   Ответ

   Ответ

   Ответ

Число

верных

ответов

 

1

 

7

 

13

 

19

 

25

 

31

 

 

2

 

8

 

14

 

20

 

26

 

32

 

 

3

 

9

 

15

 

21

 

27

 

33

 

 

4

 

10

 

16

 

22

 

28

 

34

 

 

5

 

11

 

17

 

23

 

29

 

35

 

 

6

 

12

 

18

 

24

 

30

 

36

 

 

 

Использование этого бланка существенно сократит время обработки данных. Затем школьникам предлагают прослушать инструкцию, после чего они отвечают на вопросы. Примерный текст инструкции: «Вам предлагается 36 вопросов по теме: "Задачи с экономическим содержанием". В бланке протокола вы отвечаете двумя способами: «Да», если ответ утвердительный, «Нет» - если отрицательный. Вопросы воспроизводят не более двух раз. Поскольку некоторые вопросы требуют иллюстраций, то заранее демонстрируется бланк к вопросам по данной теме.

Проверка результатов выполняется с помощью ключей – таблиц верных ответов. Ее можно поручить самим школьникам, если бланки протоколов были зашифрованы или подписаны псевдонимами. Обработка и интерпретация результатов проходит ряд этапов.

  • Ответы на бланке протокола сверяются с ключом, при этом вычеркиваются неверные ответы. Подсчитывается общее число верных ответов и выставляется общая оценка по шкале:

 

Таблица 3 – Оценочная шкала

% верных ответов

Число верных ответов

Оценка

100 – 85

36 – 31

Отлично

84 – 75

31 – 27

Хорошо

74 – 50

27 – 18

Удовлетворительно

менее 50

менее 18

Неудовлетворительно

 

  • Подсчитывается число верных ответов в горизонтальных строках бланка протокола. В них использованы описанные выше факторы: первая строка – формулы, осведомленность; вторая – формулы, символизация; третья – графики, осведомленность; четвертая – графики, символизация; пятая – абстрагирование, моделирование; шестая – применение понятий, практические умения.

Таким образом, каждый из факторов качества знаний оценивается от 0 до 6 (баллов).

Тест "Да-Нет". Задачи с экономическим содержанием