А.И. Архипова

          Интерактивная версия ресурса размещена на CD-диске журнала «Школьные годы», № 53. Подписной индекс журнала в каталоге СМИ «Газеты. Журналы» 47223.

 

Аннотация

    Приводятся пояснения задач, которые авторы ставят, создавая интерактивные учебные материалы. Даются описания и иллюстрации новых учебных технологий, создаваемых в рамках научно-практического направления «Инновационная компьютерная дидактика» (ИКД) и включаемых в ресурс. Акцентируется внимание на вопросе о разработке специальных приёмов, помогающих учащимся запоминать большие объёмы изучаемой информации.

titul

 

 Проект «Алфавит» задуман как сетевой, разрабатывается отдельными фрагментами и по его окончании планируется разместить его целиком в глобальной сети интернет. А по мере его создания  размещается в виде отдельных статей в журнале «Школьные годы» и на сайте  http://ya-znau.

 Отметим, что авторы не ставят задачу включения проекта в процесс изучения русского языка, поскольку для этого было бы необходимо выстраивать методику его применения в обучении. Поэтому проект не связан непосредственно ни с нормативной, ни с содержательной составляющими методического обеспечения этого учебного предмета. Были поставлены две главные задачи: показать, как можно применить технологии инновационной компьютерной дидактики для освоения правописания некоторых слов русского языка, и раскрыть  процедуры создания этих технологий, чтобы педагоги и учащиеся могли самостоятельно их создавать.  При этом в каждую создаваемую часть проекта мы включаем новые программные шаблоны, основанные на использовании среды HTML, многие из них       построены на игровых ситуациях.

 В технологиях проекта используется  неоднократное повторение одного и того же изучаемого объекта, в частности, демонстрация написания трудных слов русского языка, выбор которых   осуществляется из классического орфографического словаря С.И. Ожегова (например, слова на букву «Д»). Затем слова распределяются в три группы, для каждой из которых планируется набор учебных технологий. Интерактивные версии технологий создаются на основе несложных web-шаблонов ИКД, которые разрабатываются в программной среде HTML с использованием языка программирования JavaScript. Все эти программы оригинальные, авторские, они легко модифицируется вручную посредством незначительных изменений в файлах .html с помощью текстового редактора Notepad. Инструкции для модификации контента размещаются в статьях журнала. Эти материалы обычно содержат текстовую и графическую информацию, а также аппарат оперативной самопроверки. В таблице приведена выборка слов из словаря на букву «Д».

1

дальновидный

41

далече

81

дактилоскопия

2

дальтоник

42

движимый

82

даяние

3

двадцатилетний

43

дезинформация

83

дворянин

4

двенадцатый

44

двоечник

84

двухсотый

5

двурушнический

45

двугривенный

85

дебаркадер

6

дебошир

46

двукратный

86

дебильный

7

дебютант

47

двухдюймовый

87

девальвация

8

дегенерат

48

двусмысленный

88

девятеро

9

дегустатор

49

декоративный

89

деепричастный

10

двоеборец

50

демонстративный

90

девятилетка

11

девственница

51

депрессивный

91

девятнадцать

12

дежурный

52

деньжищи

92

девяносто

13

дезертир

53

дерево

93

дезинфекция

14

девонька

54

деревянный

94

дезориентация

15

демагог

55

держава

95

декламация

16

депутат

56

дерзить

96

деликатес

17

диктатор

57

диета

97

демаркация

18

дипломник

58

дикобраз

98

демобилизация

19

дипломат

59

диалог

99

демократизация

20

диссидент

60

дилижанс

100

деноминация

21

дистрофик

61

диорама

101

детонатор

22

доблестный

62

динамит

102

диапозитив

23

добрососедский

63

дискриминация

103

диссертация

24

добросердечный

64

длиннее

104

довольство

25

доверенный

65

добыча

105

доделанный

26

дозволенный

66

довершать

106

договорённость

27

должностной

67

дождевальный

107

доказательный

28

домохозяин

68

долгоденствие

108

докторант

29

донор

69

доллар

109

долгота

30

допризывник

70

долечиваться

110

доледниковый

31

допрошенный

71

долото

111

домбра

32

дореволюционный

72

доминировать

112

домкрат

33

достаточный

73

донесение

113

донизу (нареч.)

34

достоверный

74

допевать

114

до упаду

35

достойный

75

допивать

115

доцент

36

досягаемый

76

дописанный

116

драматизация

37

дрессированный

77

дороговизна

117

дребедень

38

душеприказчик

78

дрожжи

118

древнерусский

39

дьякон

79

дюжина

119

дубликат

40

дуэлянт

80

дрянненький

120

дублировать

 

         Следует отметить, что в практике обучения, где требуется запоминать большие объёмы информации, явно недостаточно применяются приёмы, обеспечивающие дидактическую поддержку этому процессу. Чаще всего используются приёмы «принудительной» педагогики – заучи, запомни, перескажи.  Один коллега даже издал труд, в котором обосновал приём запоминания изучаемых текстов, состоящий в требовании прочитывать их по 50 раз!

 В проекте «Алфавит»  благодаря интерактивным технологиям приходится несколько раз прочитывать слова из выборки, выбирая и записывая в активные окна последовательно существительные, затем прилагательные, глаголы или наречия. Эта работа способствует непроизвольному запоминанию верного написания слов. Однако при этом она не вызывает утомления, потому что модифицируется контент технологии, т.е. реализуется требование педагогической психологии о необходимости изменения форм визуального представления учебной информации.

53

 При этом  одни и те же слова по-разному группируются, например, выделяется группа слов, образующая только существительные, или группа, где пропущена какая-либо буква, и т.д. Затем эти группы включаются в интерактивные веб-технологии, где также предусмотрены различные учебные действия: 

− слова из выборки демонстрируются на веб-странице, из них требуется выбрать те, которые удовлетворяют определённому признаку, и записать их в окна ответов;

− слова размещены на странице таким образом, что их можно перемещать определённым образом, например, образуя предложения;

− составляются списки из слов, а из них надо выбирать слова с указанными значениями;

− используя анимированные рисунки букв, требуется записать слово, которое возможно из них составить;

− слова размещаются в таблице, в которой зашифровано какое-либо слово;

− на странице приводится группа слов, некоторые из них надо выбрать по определённому признаку и подчеркнуть.

Мы привели далеко не полный список учебных действий, которые используются в ресурсе. Но из него уже понятно, что многообразие форм представления одной и той же информации в ресурсе, смена учебных действий, включение игровых ситуаций способствуют запоминанию учебного материала и одновременно играют роль мотиваторов процесса учения.  

file.[1]file

       Поскольку в этой части общего проекта «Алфавит» получилась большая выборка слов, то в её состав мы включили одну из технологий ИКД, создаваемую на  сайте http://ya-znau. Это технология «Тест знаний», вопросы и ответы приведены ниже.

 

Тест знаний «Алфавит-Д»

(Ответы приведены в скобках, верный ответ стоит первым)

 

  1. Верно ли, что в словах «двадцат..летний, дв..надцатый» пропущены буквы «и»?         (нет да)

  2. Слова «дебютант» и «дегенерат» означают умственную отсталость и начало артистической карьеры. Так ли это?     (нет да)

  3. 2012 год. Последнее слово в этом порядковом числительном содержит удвоенное «Н». Вы согласны с этим?   (нет да)

  4. Д..густатор выпил много порций вина и вдруг стал д..боширом. В словах пропущена буква «е». Верно ли это?

  5. «Д..з..ртир». В этом слове две буквы «е»?   (да   нет)

  6. Выберите слово, в котором пропущена буква «и».   (д..ссидент дон..сение ду..лянт)

  7. «Дрессирова..ый дописа..ый дря..енький». Во всех ли этих словах пишется удвоенное «н»? (да   нет)

  8. «Д..р..г..визна др..б..д..нь   др..м..тиз..ция   д..л..т.. ». В этих слова три раза повторяются буквы «о», «е», «а». Так ли это? (да   нет)

  9. «Довере..ый дозволе..ый дли..ее додела..ый достовер..ый». Все эти слова пишутся с удвоенным «н». Это верно?   (нет   да)

  10. Выберите слово, которое употребляется в процессе установления государственных границ.   (демаркация деноминация диссертация)

  11. Выберите слово, означающее ущемление прав какой-либо группы людей.   (дискриминация демобилизация дезориентация)

  12. «Д..лижанс д..ликатес д..орама». В этих словах за буквой «д» следует буква «и». Это так?   (нет да)

  13. Верно ли, что в словах «дв..гривенный дв..кратный дв..дюймовый» пропущена буква «у»?   (нет   да)

  14. Верно ли, что в словах «домбра домкрат» общий корень?   (нет да)

  15. «Должно..ной добле..ный». Выберите буквы, пропущенные в этих словах.   (ст с   т)  

  16. «Дин..мит   ди..позитив   дет..натор». В этих словах пропущена буква «а»?     (нет да)

  17. «Д..в..льств.. д..бр..с..седский». В этих словах пропущены по три буквы «о». Это верно?     (да   нет)

  18. Выберите слово, соответствующее рисунку. (дикобраз дальтоник дебаркадер)

  19. Выберите слово, соответствующее рисунку. (дворянин дьякон дуэлянт)

  20. Выберите слово, соответствующее рисунку. (доллар донор доцент)

  21. Выберите слово, соответствующее рисунку. (дилижанс договорённость долгота)

22. Выберите слово, соответствующее рисунку. (диорама  детонатор диапозитив  договорённость долгота)

23. «Д..м..х..зяин дон..с..ние» Верно ли, что в этих словах по три одинаковых, но различных буквы?  (да  нет)

24.«Декл..м..ция демокр..тиз..ция». В этих словах пропущены буквы «а»?        (да  нет)

53.[1]

Примечание. Приведённый выше текст сформатирован в виде, удобном для вставки в программу конструктора технологий «Сила знаний». Поэтому принята специальная расстановка знаков препинания).

На сайте http:// ya-znauреализована возможность самостоятельного создания как приведённого выше теста, так и других технологий с помощью авторского конструктора сетевых учебных материалов «Сила знаний». Ресурсы сайта находятся в свободном доступе, поэтому сайт популярен среди учителей и учащихся. В последнее время интерес к сайту возрос среди представителей гуманитарных профессий. Данная статья размещена на сайте в разделе «Знания» − «Русский язык», а тест – в разделе «Соревнования». В следующих номерах журнала проект «Алфавит» будет продолжен. Приглашаем принять в нём участие учителей и учащихся, которые желают научиться создавать инновационные учебные материалы в программной среде HTML с использованием шаблонов и конструктора технологий инновационной компьютерной дидактики.

 

Литература

  1. Орфографический словарь русского языка. Ред. С.И. Ожегова, А.Б. Шапиро. М.: Академия наук СССР. Институт языкознания, 1959.

  2. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лёхина, Ф.Н. Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1954.

  3. А.И. Архипова, Т.Ю. Кратова. Методика «Сферы» в системе компьютерной поддержки освоения учащимися правописания слов //Школьные годы. 2013. № 49.

  4. А.И. Архипова, Т.Ю. Кратова. Структура электронного образовательного ресурса «Технологии инновационной компьютерной дидактики в обучении русскому языку» // Школьные годы. 2013. № 49.

  5. А.И. Архипова, В.И. Коротенко. Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит-В» // Школьные годы. 2013. № 51.

  6. А.И. Архипова, С.Б. Нужнова. Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит» как продукт коллективного творчества учащихся и преподавателей // Школьные годы. 2014. № 52.

  7. http://ya-znau.ru/znaniya/zn/38

  8. http://ya-znau.ru/znaniya/zn/36