А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв

Методика создания некоторых учебных Интернет технологий с  использованием  конструктора сайта http://ya-znau.ru

В журнале «Школьные годы» № 34 был рассмотрен сайт инновационного проекта «Сила знаний»- http//ya-znau.ru. Цель проекта –   создание информационной базы ИКД, включающей как новые дидактические технологии, так и программный инструментарий, позволяющий учителю получать информацию о результатах  работы учащихся с этими технологиями. Размещены на сайте новые учебные технологии («Поле знаний», «Матрица знаний», «Формула знаний», «В поисках знаний» и др.), работающие как в сети Интернет, так и локально на компьютере.  

Была решена и новая задача – создать для учителя  возможность самостоятельно добавлять свои собственные учебные материалы на сайт, созданные на базе технологий, уже размещённых на сайте. С этой целью мы также предоставили для педагогов возможность регистрации своих учеников и студентов на сайте для отслеживания их учебной активности в  выполнении заданий, размещенных, в том числе, и самим педагогом. 

                                        

Рассмотрим структуру сайта. Он имеет несколько разделов. В разделе «Учебные материалы» размещаются учебные  курсы по различным научным дисциплинам. В разделе «Задания» размещены как традиционные тесты, так и новые учебные технологии «Поле знаний», «Матрица знаний», «Формула знаний», «В поисках знаний», «Кроссворд знаний», «Эстафета знаний», «Тест знаний», «Пробелы в знаниях», «Словарь знаний», «Фасетный тест» и др.. После изучения новой темы рекомендуется закрепить ее, для чего выполнить тест и задания интерактивных технологий. Тесты. Состоят из  вопросов и нескольких вариантов ответов. Время для выполнения теста ограничено. Тесты, как и другие технологии, можно выполнять неоднократно, но программа засчитывает только первую попытку.

Поле знаний. Это Интернет технология, позволяющая учителю получить информацию не только об общем уровне знаний ученика, но и выявить, какие именно вопросы изученной темы усвоены хуже всего. Для этого программа строит лучевую диаграмму факторизации знаний (фактор –  это подраздел учебной темы). В технологии 36 заданий для шести факторов, которые могут иллюстрироваться рисунками.

Технология реализована в виде программы с тем же названием и представлена в 2-х вариантах: on-line и off-line. On-line вариант представлен на сайте «Сила знаний». Он позволяет отследить и сохранить результат выполнения. Off-line версия распространяется в научно-методическом журнале «Школьные годы», имеет те же функции, что и on-line, кроме сохранения результатов.

             На проверку каждого из вопросов (факторов) отводится по шесть заданий, поэтому число факторов проверки равно шести. Задания составляются так, чтобы учащиеся могли их решить устно (без громоздких вычислений). Число верных ответов в горизонтальных строках бланка протокола соответствует принятым в тесте факторам качества знаний, это число откладывается на лучах диаграммы (от 0 до 6).

Таблица факторов знаний

                                              

Матрица знаний

Цель технологии –  систематизация и обобщение изученного материала. Правила работы с интерактивной версией «Матрицы знаний» приведены на титульном кадре. Программа автоматически сменяет вопросы на ячейках матрицы. Ученики, прочитав текст, должны определить ячейку, к которой он относится. Затем на экране нажать на соответствующую ячейку. Важно, что программа изменяет последовательность предъявления вопросов матрицы, которая не соответствует нумерации ячеек в таблице при её создании. Поэтому учащиеся, работающие за соседними компьютерами, не смогут позаимствовать друг у друга ответы. Ценность программного исполнения технологии в том, что есть возможность создания как локальной, так и Интернет версий. При этом в последней сохраняется результат, и учитель может следить за работой своих учеников.

Правила работы с интерактивной версией «Матрицы знаний» приведены на титульном кадре. Программа автоматически сменяет вопросы матрицы, а ученики, прочитав текст, должны определить ячейку, к которой он относится. Затем на экране нажать на соответствующую ячейку, после чего в ней появляется фрагмент изображения, которое импортировано в программу при её создании (для указанной темы мы выбрали изображение египетского сфинкса, поскольку впервые дроби стали использоваться в этой стране). Важно, что программа изменяет последовательность предъявления вопросов матрицы, которая не соответствует нумерации ячеек в таблице при её создании. Поэтому учащиеся, работающие за соседними компьютерами, не смогут позаимствовать друг у друга ответы. Ценность программного исполнения технологии в том, что есть возможность создания как локальной, так и Интернет версий. При этом в последней сохраняется результат, и учитель может следить за работой своих воспитанников. Ценно также то, что учитель может редактировать вопросы матрицы, которые сохраняются в базе данных.

Порядок создания интерактивной версии «Матрицы знаний»

                     

Формула знаний

Технология нацелена на освоение понятий,  определений,  правил, которые бывают очень громоздкими и  сложно сконструированными. Суть технологии в том, чтобы сложную словесную конструкцию (например, определение) разбить на отдельные простые предложения, обозначить их символами, а затем с помощью «формулы» составить из них исходное определение. Здесь мы используем идеи алгебры логики и  принятые в ней логические операции. На рисунках приведен пример этой технологии по теме «Обыкновенные дроби». Применение технологии  способствует развитию формально логического мышления школьников, освоению понятий и правил изучаемых тем,  осознанию их внутренней структуры.

Таким образом, использование в технологии аппарата алгебры логики стало возможным благодаря структурированию дефиниций научных понятий из элементарных высказываний (логических переменных). А с помощью логических операций и связок элементарные высказывания затем собираются в целостные правила, определения, алгоритмы математических действий и т.д. Это «собирание» целого из отдельных частей происходит по  «формуле знаний», в которой использованы  логические операции и связки.

На титульном кадре интерактивной версии «Формулы знаний» размещены кнопки «Правила», «Пояснения» и «Приступить». После нажатия на каждую происходит переход соответственно к правилам работы, пояснениям по алгебре логики и к кадру заданий. В кадре заданий слева имеется список высказываний. Они обозначены буквами. Справа таблица с формулами знаний. Снизу поле для построения знаний по формулам. Над ними размещены логические связки.

С помощью формул необходимо собирать составные высказывания, используя логические связки. После каждой задачи необходимо определить истинно или ложно полученное составное  высказывание и записать в таблицу ответ (1 или 0).

 

 

       Регистрация на сайте

Для регистрации на сайте необходимо перейти по ссылке «Регистрация». После этого нужно заполнить форму, приведённую на рисунке.  

Логин – это уникальное имя пользователя, которое в дальнейшем необходимо для входа на сайт. Пароль также необходим для входа. Благодаря этим данным у пользователя обеспечивается безопасность личных данных, защита от взлома и кражи учетной записи. Если при регистрации пользователь не может указать электронную почту (ее нет), то ее нужно создать, воспользовавшись одним из бесплатных почтовых сервисов на сайтах mail.ru, google.ru, yandex.ru и др. Обязательно необходимо указывать действующий адрес электронной почты, т.к. она понадобится в случае, если пользователь забудет логин или пароль.

В поле «Категория» в зависимости от выбора пользователя могут быть доступны те или иные разделы сайта. Например, доступ в «Раздел учителя» получают подписчики журнала или наши авторы.   Поля, отмеченный знаком «*» обязательны для заполнения, остальные же данные вы можете указать позже на личной странице. Последнее поле – это защита от нежелательной регистрации программ на сайте. Его  нужно заполнить, указав символы с картинки. В случае возникновения трудностей с регистрацией на сайте «ya-znau.ru», напишите письмо на электронную почту [email protected].

Для входа на сайт необходимо на главной странице заполнить логин и пароль, указанные при регистрации. Если пользователь забыл свой логин или пароль, то необходимо перейти  по ссылке «Забыли логин или пароль?», указать адрес электронной почты и на нее будут высланы данные инструкции по их восстановлению.

После регистрации или входа на сайт загружается «Личный кабинет», в котором указаны данные пользователя, выполненные задания и результаты, а также ссылки на другие страницы сайта. Для редактирования или добавления личных данных надо перейти  по ссылке «Редактировать личные данные» и внести изменения. Можно  загрузить фотографию  с помощью ссылки «Загрузить изображение», выбрать её на своем компьютере и нажать кнопку «Отправить».

Для учителей и преподавателей на личной странице доступна ссылка «Перейти в раздел учителя» (для доступа необходимо отправить письмо на почту [email protected]).  В этом разделе есть возможность работы с учениками и с учебными технологиями сайта. При размещении информации необходимо соблюдать авторские права и не использовать материалы, защищенные законом об авторском праве.

На сайте по просьбам учителей и преподавателей добавлена возможность размещать свои тесты. Для этого надо выполнить алгоритм действий.

  1. Перейти в раздел «Работа с тестами».
  2. Нажать «Добавить тест».
  3. В появившемся окне указать количество вопросов в тесте и нажать кнопку «Добавить тест».
  4. Заполнить все поля, указав название теста, время на выполнение заданий, предмет, уровень сложности, а также все вопросы. Для переключения между вопросами следует нажимать кнопки «Следующий» и «Предыдущий».
  5. К каждому вопросу записать как минимум по два ответа, первый из которых должен быть верным. Если указывается два или три ответа, то оставшиеся поля «Ответ 3» и «Ответ 4» не нужно заполнять.
  6. Нажать кнопку «сохранить».
  7. К вопросам имеется возможность загрузить изображения. Для загрузки напротив добавленного теста надо перейти по ссылке «Редактировать вопросы», нажать на поле напротив вопроса, выбрать изображение (кнопка «обзор») и загрузить его (кнопка «отправить»).
  8. Для редактирования «Названия теста» нужно перейти по ссылке «Редактировать название» напротив теста, затем внести необходимые изменения.

Тест будет опубликован на сайте после рассмотрения и модерации. Для того, чтобы тест был рассмотрен вне очереди, необходимо сообщить об этом по электронной почте [email protected].

                            «Словарь знаний». Технология предназначена для освоения новых терминов, определений, правил, формул, которые есть в изучаемой теме. Для заполнения оболочки «Словарь знаний» необходимо подготовить текстовую версию, а затем добавить ее на сайт инновационного образовательного проекта «Сила знаний» (ya-znau.ru). Для этого надо выполнить алгоритм действий.

  1. Перейти в раздел учителя.
  2. Перейти по ссылке «Словарь знаний».
  3. Нажать «Добавить новую».
  4. Указать количество вопросов, которое будет добавлено в словарь знаний (позже количество вопросов не меняется).
  5. Заполнить все поля, указав название, предмет, уровень сложности, вопросы и ответы. Для переключения между вопросами используются кнопки «Следующий» и «Предыдущий».

                          

  1. Нажать кнопку «Сохранить».
  2. Для редактирования вопросов или загрузки изображений нужно перейти по ссылке «Редактировать вопросы». Для редактирования конкретного вопроса необходимо нажать на кнопку «Редактировать вопрос» в поле его номера, вписать изменения и нажать на кнопку «Сохранить». Для загрузки изображения нажать на поле каждого вопроса, выбрать изображение (кнопка «Обзор») и загрузить его (кнопка «Отправить»).
  3. Для редактирования названия, а также для смены предмета и уровня сложности нужно перейти по ссылке «Редактировать название», затем внести необходимые изменения.
  4. Для загрузки локальной версии нужно нажать на ссылку «Загрузить», после сохранить архив, а затем распаковать его. Для запуска программы «Словарь знаний» нужно нажать на файл “index.html”