А.И. Архипова,  д.п.н., профессор

 

О ПРОЕКТЕ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ»

 

«Быть патриотом значит не только с уважением

 и любовью относиться к своей истории, хотя,

безусловно, это очень важно,  а прежде всего,

служить обществу и стране».

(Послание Президента РФ  В.В. Путина

 Федеральному собранию 12 декабря 2012 г.).

 

Аннотация

Трижды подавали заявки на «грантовые»   конкурсы по проблеме воспитания патриотизма, в основном, с использованием сетевых технологий, сопровождая теорию интерактивными интернет ресурсами, посвящёнными Великой Победе. Неизменно получали отказы. Посмотрели рецензии, в двух из них хорошие отзывы с глубоким анализом проекта. Но одна из них, перечеркнувшая весь проект, констатировала без всяких обоснований: «проблема не фундаментальная». Решили написать статью, чтобы разобраться в «фундаментальности» проблемы, что мы не так понимаем, ведь наш президент призывает «наполнить интернет» информацией патриотического характера, что мы и попытались сделать. Предлагаем коллегам присоединиться к обсуждению проблемы, будем очень признательны. Просим извинить за то, что аннотация не соответствует общепринятой форме.

Диалог

Однажды на уроке состоялся диалог.

 Учитель. Хочу поблагодарить тех из вас, кто прислал фотографии и заметки о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Спасибо также тем, кто пришёл с плакатами в колонну Бессмертного полка. Ваши заметки и снимки я разместила на одном из центральных образовательных сайтов. Но, к сожалению, модераторы сайта наш проект «Бессмертный полк приходит в школу»  не одобрили. Как вы думаете, почему?

Первый ученик. Наверное  потому, что в их семье никто не участвовал в Великой Отечественной войне.

Второй ученик. Возможно потому, что не сохранились фотографии, а родных, кто участвовал в Войне, уже нет в живых.

Третий ученик. Я думаю, что эти модераторы просто не русские люди.

Первый ученик. Но ведь в Отечественной войне участвовали не только русские, но и украинцы, белорусы, грузины, казахи и люди  других национальностей.

Второй ученик.  Но всех их на фронте  называли «русскими».

Учитель. Как вы думаете, почему же их на фронте  называли «русскими»?

Первый ученик. Наверное, потому, что у них была одна Родина – Россия, которая тогда называлась «Советский союз».

Учитель. Верно, у всех была одна Родина, и все встали на её защиту,  как патриоты своей Родины. Кто же такие «патриоты», сегодня поговорим об этом.

О наших отцах

Патриотизм… Это слово можно найти во всех словарях, почти во всех произведениях  русских литераторов, услышать во многих передачах ТВ или кинофильмах. О патриотизме пишут сочинения школьники, выполняют глубокие научные исследования учёные, его произносят с высоких трибун,  поисковые системы глобальной сети предлагают миллионы источников, освещающих это понятие.  И везде «патриотизм» интерпретируется  по-разному как «любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины» [1] или кратко «(греч.). любовь к отечеству» [2]. Но более понятно и конкретно  о смысле этого слова  сказал Л.Н. Гумилёв: «А как вы понимаете «патриотизм»? Патрия – значит Отечество.  Это сохранение традиций, полученных от отцов. Этим всё и объясняется». А какие они были, наши отцы? Конечно у всех разные, но есть и общее. Если слово «патриотизм» происходит от слова «Отечество», сохранение традиций отцов, то, естественно, вспомнить, какими были наши отцы, что осталось от них, что надо осознать и передать далее, как эстафету поколений. У каждого свои воспоминания о родных и близких…

 Это были совсем другие люди,  люди земли, сеятели и созидатели, словом, люди, которые не искали, как сейчас говорят, смысл национальной идеи, а всей своей жизнью демонстрировали её в действии. Чем заполнялась их жизнь? Трудом, правдой и ответственностью, а ещё (и это не просто красивые слова) преданностью своей семье – никто из них не ушел из семьи,  преданностью Родине – все воевали на фронтах Отечественной и имели заслуженные награды, и постоянным трудом, который воспринимался ими естественно, без ропота и недовольства. Они не требовали и не ждали благ от государства, которое, конечно же, было несправедливо к ним, но они не роптали, не брюзжали, а честно жили,  растили детей и  умели отдыхать, дружно,  с песнями под баян моего отца, с шутками, залихватским весельем. Но мы, дети, никогда не видели их захмелевшими, не было в их больших уличных компаниях  никаких недоразумений, ни  конфликтов. А как они пели! Пели все, не поющих не было среди них, как будто все были  музыкально одарённые. Бывало, в праздники пела вся станица. Пели русские народные  и песни военных лет. Нынешние критики власти рисуют те годы мрачными красками. Но почему же страна пела? Да, были трудные годы, но была жива надежда.

         Это о них, о наших родителях, написаны самые красивые песни времён советской эпохи, созданы самые проникновенные фильмы. Когда я смотрю «Офицеров», то вижу в главном герое своего отца, такого же сильного, красивого и благородного, победителя кулачных боёв в своей деревне, военного лётчика – за 20 лет ни единого лётного происшествия в тех суровых условиях. А  Аксинья из  «Тихого Дона» (в советском варианте фильма) − это же моя бабушка Фёкла, которая смотрит на меня со старинной фотографии с таким аристократическим достоинством, как будто она  какая-то графиня, а не простая казачка из донской станицы, из родового поместья. Большая семья мамы жила в собственном поместье, которое отмечено на старинной карте, и   которое пожаловал государь нашему предку за военные заслуги в Отечественной войне 1812 г.

А какие яркие личности, какие таланты!  Современные комики были бы посрамлены, если бы слышали байки и видели   розыгрыши, которые устраивал наш любимый сосед,  главный ветврач местного совхоза.  Всю свою молодость я щеголяла в «нарядах от Кутюр», на самом деле – изделиях моей  соседки, а  мои подруги, посетительницы модных салонов, интересовались, где это я их «отхватила»,  понимая, что  это не одежда, а произведения искусства, и не понимая, что в них жила частица души   простой женщины, потерявшей на войне мужа и поднявшей троих детей. 

Возможно,  многие скажут, что мы идеализируем своих родителей. Да, с ними подчас было нелегко, они не были сентиментальны, скорее суровы, и не всегда понимали нас, как и мы их. Но есть мудрая поговорка, которую приписывают Козьме Пруткову, «Зри в корень!». Поэтому, если посмотреть в корень, то мы, их дети, всем обязаны им, нашим родителям, потому что, наверное, они  взяли на себя весь груз страданий, который предназначался  судьбой нашей России, оградив нас от них и сберегая для будущей, в общем-то, вполне благополучной жизни. Жизни, которой мы подчас недовольны, но всё познаётся в сравнении. Поэтому скорбя об ушедших, поклонимся им и будем помнить, что они всю жизнь много трудились, не ожидая наград за свой труд,  вместе строили свои дома, помогая друг другу во всём, и иждивенчески не надеясь на помощь государства, с любовью ухаживали за землёй, уважали и ценили людей других национальностей  (во время Отечественной войны нас, малых детей, спасали от голода казахи), и умели радоваться жизни, даже трудной и неустроенной. Вечная память всем ушедшим от нас, родным, близким, дорогим соседям, достойному поколению наших родителей. «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это надо не мёртвым, это надо живым» (Надпись на памятнике героям войны).

Кодекс патриота

Итак,   патриотизм мы рассматриваем, прежде всего, как  обращение к традициям своих предков, которые исключительно богаты и многообразны, обращаясь также к обобщённому социально-психологическому портрету своих отцов и дедов. Поэтому  патриотизм – это многомерное понятие, а не только декларация абстрактной любви к Родине. Это понятие вбирает в себя все значимые социальные и личностные ценности, что позволяет патриотизм считать фундаментальной составляющей, аккумулирующей все аспекты  воспитательной работы [1, 2, 3]. Поэтому обоснованно говорить о системном кодексе настоящего патриота, а   принятие современной  установки на «образование через всю жизнь» возможно только на основе формирования психологического портрета патриотической личности, поскольку  феномен патриотизма интегрирует в себе практически все структурные составляющие высоконравственной всесторонне развитой личности. Исходя из этого,  кодекс патриота своей Родины должен включать компоненты:

  • военно-патриотическую (готовность и умение защищать Родину от внешних врагов, а также противостоять внутренним угрозам её безопасности);
  • историческую (знание и уважение истории своего государства и своей малой родины);
  • интеллектуально-познавательную (активность в освоении учебных предметов, эффективное применение полученных знаний);
  • духовно-нравственную (высокую духовность, почитание национальных традиций, соблюдение всех норм общественного поведения);
  • экологическую (любовь и бережное отношение к родной природе, к её растительному и животному миру);
  • эстетическую (знание и почитание всех видов национального искусства – художественных и музыкальных произведений, архитектуры, театра и кино);
  • информационно-технологическую (стремление освоить инновационные производственные и интеллектуальные технологии, соответствующие современному состоянию научно-технического прогресса);
  • экономико-прагматическую (знание основ современной экономики родного государства, стремление освоить знания и умения, необходимые для включения в будущую профессиональную деятельность);
  • валеологическую (от лат. valeo — «быть здоровым»), включающую идеи о здоровом образе жизни и акцентирующую на развитие спортивного движения, антиникотиновую и антинаркотическую профилактики (системы специальных программ и мероприятий, направленных на предотвращение табакокурения и незаконного употребления наркотиков);
  • лексическую (активно нетерпимое отношению к засорению родного языка ненормативной лексикой, излишним заимствованием иностранных слов);
  • рекреационную (создание электронных средств для предотвращения умственного переутомления в процессе учебно-воспитательного процесса)

 

Исходя из выше изложенного, реализуя задачи патриотического воспитания студентов и учащихся, педагоги должны учитывать, что на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая и устойчивая характеристика личности, выражающаяся в его нравственных идеалах и нормах поведения. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные события и объекты.

Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки. Поэтому недостаточно сводить патриотическое воспитание только к декларации соответствующих идеалов и ценностей и воспитанию на примерах военной истории, необходимо включать учащихся и студентов в сферу деятельности, направленной на формирование и закрепление патриотической позиции.  «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». (В.Г. Белинский)

 

Пример из практики воспитания патриотизма

  

Из беседы учительницы с младшими школьниками.

«Я спросила вас, кого можно назвать патриотом. Вы ответили: «Того, кто любит свою Родину». И это верно. Но приведу несколько примеров. Выйдя из школы один из вас выбросил на улице все ненужные бумаги, обёртки и др. А потом в результате этого на улицах города собирается много мусора, а вокруг города образуются свалки. А ведь это тоже наша родина. Любят ли такие люди свою родину? Можно ли их назвать патриотами? (Дети дружно: «Нет!»). Другой пример. У вас в доме живёт кошка. А когда она родила котят, и они немного подросли, ваша мама выбросила беспомощных котят на улицу. И эта маленькая кошачья беда тоже произошла на нашей родине. Поступают ли так настоящие патриоты? (Дети дружно: «Нет!»). Ещё пример. Вы пошли в лес и зажгли там костёр, вы его потушили, но в земле ещё тлели угольки, а ветер их раздул. Начался пожар и сгорел весь лес. И эта большая беда произошла на нашей родине. Любят ли такие люди свою родину, патриоты ли они?  (Дети дружно: «Нет!»). Далее дети сами приводят подобные примеры».

Государственные программы о патриотизме

Патриотическое воспитание – это целостная система теоретической и практико-ориентированной деятельности, затрагивающей как ментальную, так и  поведенческую  сферы.    При этом в качестве эффективных средств осуществления такой деятельности могут быть учебно-воспитательные материалы в рамках  цифровизации  образования как теории и практики создания новых технологий компьютерной поддержки обучения и воспитания  в автономном и  сетевом режимах и с целевой ориентацией на  самостоятельную работу учащихся и студентов.  

  

 Поэтому можно считать, что в настоящее время традиционно используемое вербальное воспитание, имеющее давние и стойкие традиции, нашло подкрепление в сфере компьютерных технологий, без чего, как утверждает                 Б.С. Гершунский, «благие пожелания могут остаться лишь пожеланиями, а воспитывающий эффект словесного убеждения может оказаться крайне низким, а то и диаметрально противоположным воспитательному замыслу». Применение технологий  цифровизации образования, как в аудиторной учебной деятельности, так и в процессе внеаудиторных занятий и внеклассной работе, может способствовать решению актуальных воспитательных задач, главными из которых являются задачи патриотического воспитания.

Воспитательные возможности компьютерных технологий отражены в понятии «воспитательный потенциал цифровых технологий», структура которого интегрирует воспитательные аспекты всех составляющих образовательного процесса: содержания, методов, средств обучения, а также форм организации познавательной деятельности. Понятие «воспитательный потенциал » отражает те свойства цифровой  среды, благодаря которым создаются условия для формирования у учащихся и студентов нравственно-смыслового, активно-творческого отношения к собственному образованию, ориентации на значимые социальные ценности, формирования личностных качеств патриота, конкурентоспособность и адаптируемость в социуме, а также для обеспечения педагогической поддержки становления нравственного опыта студентов и учащихся.  

Актуальность проблемы патриотизма отражена в  Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.», где изложено, что «Патриотизм должен дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

  

 

Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей». Показателями заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан являются принятые на государственном уровне  многочисленные  нормативно-правовые документы, регулирующие и поддерживающие работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
  • Федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о государственных флаге, гербе, гимне, о звании «Город воинской славы», о днях воинской славы и памятных датах России и др.
  • Указы Президента РФ о государственной поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, об увековечении памяти погибших при защите Отечества и др.

Проблемы и противоречия

         Однако несмотря на широкую государственную поддержку и активную  общественную инициативу в деле патриотического воспитания молодёжи можно указать на ряд недостатков.

                   − Во-первых, во всех нормативных документах, соответствующих программах и планируемых мероприятиях  делается упор только  на такую составляющую воспитательной работы  как военно-патриотическое воспитание. Несомненно, это главные аспекты патриотизма, но ведь кодекс патриота включает и другие характеристики, а следовательно, и направления воспитательной    работы [4],  на что неоднократно указывал Президент РФ, например, подчёркивая актуальность духовно-нравственного воспитания: «Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности». Кроме того, воспитание патриотизма немыслимо без  общественного движения, направленного на формирование у молодёжи здорового образа жизни, что следует также включить в структуру патриотического воспитания.  Необходимо также решение всего спектра проблем интеллектуального воспитания, поскольку, как указывает              В.В. Путин,  современные молодые люди должны «нестандартно мыслить», а этого можно достичь только при использовании соответствующих технологий обучения, в том числе, современных учебных компьютерных. («Необходимо сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. Школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и решать их». В.В. Путин). Таким образом вследствие многомерности понятия «патриотизм» эти проблемы следует решать комплексно, на общем проблемном поле [5].

           − Во-вторых, как показывает практика, в учебных заведениях общего и профессионального образования деятельность по патриотическому воспитанию носит формальный, эпизодический и, подчас, «лозунговый»  характер. Разумеется, составляются программы, формируются планы мероприятий, но отсутствует систематическая, планомерная, ежедневная работа в этом направлении.  Ситуацию можно в корне изменить, если элементы патриотического воспитания и  его составляющих включить в образовательный процесс, причём не только в обучение предметам гуманитарного цикла, но и естественнонаучного [8, 10],  . Это возможно (и есть тому примеры) при использовании новых  моделей  средств обучения, например, авторской модели технологического учебника, где учебный материал размещается не только в параграфах, но и в дополнительных, расширяющих, проблемных, системных и других блоках, организующих самостоятельную работу учащихся [11].

  

 

         − В-третьих, ситуация с обеспечением компьютерной техникой в учебных заведениях системы общего образования очень плачевна – во многих даже городских школах у учителей-предметников фактически нет доступа к компьютерам для проведения уроков, а в сельских школах, по свидетельствам учителей, совсем удручающая картина. Обучение проводится традиционными методами, поэтому компьютеры, которые имеются у многих школьников дома, воспринимаются ими как инструменты развлечения и личных коммуникаций.  В лучшем случае, учитель имеет возможность использовать проекционную технику, поэтому преимущественны иллюстративные и репродуктивные методы обучения вместо самостоятельной рефлексивной деятельности учащихся. Очевидно, что наличие в распоряжении учителя компьютеров для каждого школьника на уроках существенно обогатит учебно-воспитательный процесс и создаст условия для творческой деятельности учащихся, например, по поиску информации патриотического содержания.

                    Следовательно, в теории и практике патриотического воспитания можно констатировать наличие противоречий:

− между огромным социокультурным потенциалом новых информационных технологий, в том числе компьютерных, и его недостаточным использованием в процессе патриотического воспитания;

− между постоянно растущими в условиях цифровизации образования и  формирования информационного  общества требованиями  к внедрению средств электронного обучения в практику патриотического воспитания и доминированием  средств традиционного словесного воспитания;

− между новыми требованиями, предъявляемыми обществом к  подготовке педагогов  в сфере воспитательной работы и патриотического воспитания, в частности,  и  реальным содержанием этой  подготовки при использовании преимущественно средств традиционных педагогических методик;

− между потребностью в новых формах работы по воспитанию патриотизма посредством внедрения технологий   с расширенными функциональными, информационными и дидактическими функциями и доминированием традиционных средств её обеспечения.

  

Из  практики курсов повышения квалификации учителей

Ещё с советских времён в каждом регионе работают институты усовершенствования учителей (ИУУ), теперь они имеют другие названия, но суть их работы осталась прежней. Традиционно их руководство приглашает преподавателей университетов и педагогических вузов участвовать в проведении для учителей учебных курсов по различной тематике. Приходится читать лекции учителям математики на курсах, которые организуются в разных районах и городах края. Собираются большие аудитории.

  

 При этом руководитель кусов из ИУУ предупреждает своего коллегу из вуза перед работой с учителями-тьютерами: «Только учтите, что будет только один компьютер, а интернета не будет вообще». Учителя с большим интересом воспринимают интерактивные электронные ресурсы ИКД, переписывают на свои носители «гигабайты» увлекательного математического материала. Но, к сожалению, применить в свой практике не могут, т.к. нет доступа к компьютерным классам.

         Декан факультета математики и компьютерных наук попросил прочитать студентам спецкурс «Инновационная компьютерная дидактика как современное  направление информатизации образования». Студенты работали очень увлечённо, творчески. Разработали на нашем сайте в программах авторского интернет конструктора «Сила знаний» тематические  комплекты интерактивных технологий, даже создали новые программы учебных игр по математике (можно посмотреть: http://ya-znau.ru). А накануне Дня Победы для подготовки учеников к предстоящему  ЕГЭ создали серию задач с сюжетами о  Великой Победе, включив в тексты задач, например, информацию о подвигах лётчиков – героев Советского Союза.  Но предстояла педпрактика в школах. Подводя итоги,  задаём вопрос: «Кто из вас применил свои интерактивные разработки на уроках?» Ответ: «Никто – не было доступа к компьютерам». И это в таком развитом и богатом крае.

Теоретические основы проекта

Методология проблем  патриотизма основана на подходах: системном, рассматривающем феномен патриотизма как сложную систему;  деятельностномд, рассматривающем формирование патриотической позиции  студентов и учащихся в неразрывной связи с образовательным процессом; культурологическом, рассматривающем цифровизацию патриотического воспитания   как социокультурный процесс.

  

Методология отражена в документах и  теоретических трудах: концепции Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.», статьях и текстах выступлений о патриотизме Президента РФ В.В. Путина;  идеях гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили,    М.Н. Берулава,  Н.М. Борытко, Ю.А. Гагин, A. Maslow,  К. Rodgers и др.); положениях общей теории деятельности  (Б.Г. Ананьев,  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  С.Л. Рубинштейн и др.); исследованиях роли личностной позиции педагога в процессе воспитания патриотизма           (А.М. Байбаков, Б.Э. Риэрдон, П.В. Степанов, В.В. Шалин и др.);   истории патриотического воспитания: (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко и др.), работах современных философов и педагогов о патриотизме (URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33885).

В таблице 1 приведены некоторые примеры из учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, которые создавались преподавателями, учителями и студентами  и публиковались в научно-методическом журнале «Школьные годы» на протяжении более чем 25 лет (свидетельства о регистрации журнала «Школьные годы»: Министерства печати и информации РФ, №  0110230 от  15.02.1993 г.; Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в СМИ и охране культурного наследия,  ПИ № ФС77-28402 от 01.06.2007 г.) В таблице 1, в разделе «Адрес», указаны, в основном, адреса опубликованных статей, а их интерактивные приложения размещены на CD-дисках  и частично на сайтах журнала: http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, http://школьные-годы.рф, http://klaster.icdau.ru. Все сайты объединены в единый сетевой узел http://icdau.ru/index.html

Таблица 1. Интерактивные ресурсы по патриотическому воспитанию ТАБ 1

Составляющая патриотического воспитания

Наименование ресурса

Источник

Адрес

 

Интегральное представление проекта

Инновационная компьютерная дидактика

 

Портал Кубанского госуниверситета

http://icdau.kubsu.ru/files/2.html,

1

Военно-патриотическая

Дороги Великой Победы

Научно-методический журнал  «Школьные годы», № 59

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

2

Историческая

Школьный музей

Школьные годы. – 2012 – № 44

 

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

 

3

Интеллектуальная

Предметный информационный электронный фонд

Технологический учебник (физика)

Школьные годы. – 2015. – № 60 – 61

Школьные годы. – 2005. – № 1

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

http://elibrary.ru/item.asp?id=23421280

 

4

Духовно-нравственная

Духовное краеведение  в обучении немецкому языку

 

Школьные годы. – 2015. – № 58

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

 

5

Эстетическая

Живопись и музыка

Школьные годы. – 2011. – № 38

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

 

6

Валеологическая

Легенды нашего спорта

Материалы международной конференции «Технологии инновационной компьютерной дидактики в наркопрофилактике»

Школьные годы. – 2013. – № 54

Школьные годы. – 2010. – № 30-33

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

 

Сайты http://ya-znau.ru, http://icdau.ru, http://icdau.kubsu.ru

 

7

Информационно-технологическая

Технологический учебник «Теория информации», статьи в научно-методическом журнале

Школьные годы. – 2008. – № 19, 20

Школьные годы. – 2009. – № 26

 

Сайт РИНЦ

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

http://icdau.kubsu.ru/EOR_inform/kurs1.html

 

8

Лингвистическая

Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит»  

 

Школьные годы. – 2013-2014. – № 49-55

 

http://icdau.kubsu.ru/EOR_russk/index.htm

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

 

9

Рекреационная

Игровые технологии в структуре инновационной компьютерной дидактики

 

Школьные годы. – 2015-2016. – № 62-65

 

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/124

 

10

Экономико-прагматическая

Раздел «Учебные материалы, предмет «Экономика»

Разработки учителей и преподавателей КубГУ

Сайт http://ya-znau.ru,

 

11

Экологическая

Электронный образовательный ресурс на немецком языке «Природа Кубани»

Школьные годы. – 2012 – № 44

 

http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

 

 

 

   

  

          Результаты реализации проекта состоят из двух частей: теоретической и практической . Первая включает обоснование концепции патриотического воспитания в соответствии с  интерпретацией структуры этого феномена, представленной одиннадцатью составляющими. Вторая интегрирует системы практических материалов в электронной форме по каждой из составляющих, которые предназначаются для  ступеней общего образования: начальной школы, средней  и старшей. Положено начало проекта «Бессмертный полк приходит в школу» (МБОУ СОШ № 89 г. Краснодара, учитель Колчанова К.А.), с помощью которого каждый учащийся может увековечить в глобальной сети память о героическом прошлом своей семьи. Есть также надежда инициировать создание и размещение в сети интернет  программы «За чистоту родного языка», которая автоматически будет ликвидировать всю ненормативную лексику в текстах интернета, поскольку в настоящее время лингвисты констатируют наличие  в сети «филологического бедствия», а для школьников эта ситуация – одна из причин катастрофической безграмотности.

Заключение

Итак, патриотизм – это действенная и мотивирующая основа всех  действий и поступков человека, потому что:

− если он любит свою родину, то ему интересны будут её история, её искусство и наука, он будет бережно относиться к её природе, он будет стремиться к знаниям, понимая, что они, в конечном итоге, определят его полезность родине, он будет беречь своё здоровье, чтобы быть достойным  защитником родины, он будет нетерпимо относиться к ситуации засорения русского языка словами из  ненормативной лексики,  он не станет завидовать западному образу жизни, а тем более уезжать из России, именно это чувство сформирует его жизненное кредо. А если он имеет высокий общественный статус, то из любви к своему  народу (и прежде всего к своим подчинённым), не будет несправедлив к нему, не станет, опираясь на  показатель средней зарплаты, «отламывать себе жирный кусок из государственного бюджета», оставляя другим жалкие крохи; и, конечно, он не станет «жировать» на собачье-кошачьих кормах, в то время,  как на дорогах его города часто видят «лепёшки» раздавленных  несчастных животных, выброшенных жестокими людьми. (Великая Фаина Раневская по такому поводу сказала, что несчастной она стала в раннем детстве, когда увидела же-стокость людей по отношению к животным). Поэтому личностная основа истинного патриота зиждется, прежде всего,  на человеческой честности, доброте, ответственности, что затем и трансформируется в вечную ценность – любовь к Родине, её народу.

          «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание» (Л.Н. Толстой). Иными словами, на вымирание обречён народ, лишившийся чувства патриотизма.

  

Поэтому воспитание патриотизма – это проблема национальной безопасности, а для системы образования – фундаментальная задача. Однако, многие исследователи этой проблемы констатируют для современной молодёжной среды наличие заблуждения, что традиции – это удел прошлого, исторический реликт, а  опыт отцов не значим для новых поколений. Следствие этой позиции – неосознанная враждебность к старшему поколению, своеобразная «война поколений».

         Одной из причин такой ситуации является вытеснение киберкультурой ценностей национальной культуры, чему в наибольшей степени способствовал процесс глобальной информатизации и прогресс в области ЭВМ. В связи с этим, поскольку молодое поколение всё более «погружается» в цифровое пространство, необходимо и использовать это пространство для решения задач патриотического воспитания, внедрив в него соответствующий интерактивный контент [9, 12, 13], . Поэтому фундаментальная задача  проекта, предложенного РФФИ, состояла в создании цифровых учебно-воспитательных материалов, апеллирующих к разуму и чувствам молодёжи и основанных на традициях, истории, интеллектуальных и духовно-нравственных ценностях национальной культуры. При этом реализация этой задачи возможна на основе моделей, технологий и электронных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, создаваемых на протяжении более 25 лет  редакцией журнала «Школьные годы», а также учителями, преподавателями и студентами. К сожалению, издание журнала пришлось приостановить, т.к. он не вошёл в список, рекомендуемый Минобром.

Литература и источники

  1. Архипова А.И., Грищенко В.И. Патриотизм как доминанта воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики. – «Модернизация системы непрерывного образования». Материалы VIII Международной научно-практической конференции 30 июня – 2   июля  2017, г. Дербент
  2. Архипова А.И. Использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в антинаркотической профилактике учащихся школ  / Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования: Материалы  международной научной конференции. А.И. Архипова, А.И. Черных, А. В. Лялюк. – Архангельск, 2012.
  3. Архипова А.И. Использование воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики в образовательном процессе учебных заведений // Школьные годы. – 2012. –  № 44.
  4. А.И. Архипова, В.И. Грищенко. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики и их применение в воспитательной работе педагогов. Монография  - Краснодар: Кубанский гос.         ун-т, 2017. - 122 с.
  5. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Учебная компьютерная технология «Дороги, которые мы выбираем» как инструмент патриотического воспитания // Школьные годы. – 2013. –  № 48.
  6. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Познавательная компьютерная игра «Танковое сражение под Прохоровкой» // //Школьные годы. – 2013. –  № 49.
  7. Архипова А.И., Шернина Н.С. Использование технологий дистанционного обучения в антинаркотической профилактике среди учащихся // //Школьные годы. – 2013. – № 51.
  8. Архипова А.И., Нужнова С.Б, Золотарёв Р.И. Тема Великой Победы в учебных материалах с использованием дидактических форм ЕГЭ // Школьные годы. – 2015. – № 58 – С. 26-34.
  9. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Программа «Дороги Великой Победы» в структуре компьютерной поддержки воспитательной работы // Школьные годы. – 2015. –  № 59.
  10. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Сила знаний», (№ 2013615237 от 13 июня 2013), выдано Феде-ральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам  Роспатента РФ.
  11. Н. Д Семеняк, А.И Архипова, А.В. Лялюк. Антинаркотическая профилактика среди учащихся как составляющая патриотического воспитания // Школьные годы. – 2010. – № 30.
  12. А.В. Лялюк, А.И. Черных. Компьютерная учебная игра «Восхождение на пик Русские Победы» как средство патриотического воспитания школьников // Школьные годы. – 2010. –  № 33.
  13. Р.И. Золотарёв, А.И. Архипова, Н.Д. Семеняк. Электронный образовательный ресурс. Интернет соревнование на  сайте http://ya-znau.ru .      Тема «Сталинградская битва» // Школьные годы. – 2013. –  № 46.
  14. 4. Архипова А.И., Губа Н.В. Нивелирование дидактогенных факторов  учебного процесса как  целевая ориентация рекреационной компьютерной дидактики //  Школьные годы. – 2016. –  № 64.

(Примечание. Все статьи из журнала «Школьные годы» можно  посмотреть в информационной базе Электронной научной библиотеки  и РИНЦ.

URL   журнала     http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

  1. Сетевой узел сайтов ИКД http://icdau.ru/index.html