Способы передачи чужой речи – это правила, которые описывают оформление предложений с косвенной речью, предложений с прямой речью и предложений с цитатами в них.
1. Предложения с косвенной речью
Предложения с косвенной речью необходимы для того, чтобы передавать суть чужого высказывания при этом, не сохраняя особенностей речи говорящего данную речь.
Предложения с косвенной речью являются сложноподчинёнными предложениями: в них главное предложение отражает слова автора, а зависимое (придаточное) – отражает чужую речь.
Косвенная речь представляет собой чужую речь, которая передается в форме зависимого (придаточного) предложения. Как правило, косвенную речь помещают после слов автора.
Косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов что, чтобы, будто, где, когда и др., союза- частицы ли.
При помощи союзов что, как, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений чужой речи.
Рассмотрим пример:
В.А. Пертров написал: «Все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени».
В.А. Пертров написал, что все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени.
Еще один пример:
Иннокентий сообщил: «Сегодня выдающийся день, когда мы сможем претворить все наши мечты в реальность».
Иннокентий сообщил, что сегодня выдающийся день, когда они смогут претворить все их мечты в реальность.
При помощи союза чтобы можно косвенно передать содержание побудительных предложений чужой речи.
Рассмотрим пример:
Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене: «Ты бы смотрела под ноги!»
Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене, чтобы она смотрела под ноги.
Еще один пример:
Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота: «Заходи в гости, когда вернешься из столицы!»
Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота, чтобы он заходил в гости, когда вернется из столицы.
При помощи союзных слов что, кто, какой, как, где, когда и др. и союза-частицы ли можно косвенно передать содержание вопросительных предложений чужой речи.
Рассмотрим пример:
«Вы хотите еще чаю с плюшками?» - спросила матушка, наклоняясь к нам поближе.
Спросила матушка, наклоняясь к нам поближе, не хотим ли мы еще чаю с плюшками.
Или еще один пример:
«Когда Вы собираетесь покинуть Санкт-Петербург?» - поинтересовался мужчина, не смотря нам в глаза.
Мужчина поинтересовался, не смотря нам в глаза, когда мы собираемся покинуть Санкт-Петербург.
Таким образом, для передачи чужой речи существует несколько способов.
- Предложения с прямой речью, которые воспроизводят чужую речь, не изменяя ее.
- Предложения с косвенной речью, которые передают содержание чужой речи при этом, не сохраняя всех особенностей речи говорящего.
- Простые предложения с вводными словами и вводными предложениями также можно использовать при передачи чужой речи. Содержание чужой речи передаётся самим предложением, вводные слова и предложения заменяют слова автора.
- Простое предложение с дополнением, которое используется для передачи темы чужой речи.
Предложения, которые воспроизводят чужую речь различными вариантами, можно назвать синтаксическими синонимами.
Предложения с прямой речью и знаки препинания в них
Правила оформления прямой речи часто вызывают сложности у учащихся 9 класса. Именно поэтому сегодня мы расскажем, как правильно ставить нужные знаки препинания при оформлении текста, имеющего прямую речь.
Итак, в том случае, если прямая речь находится непосредственно возле слов автора, то необходимо поставить кавычки в начале и в конце прямой речи. Слова автора же не выделяются кавычками.
Рассмотрим несколько вариантов.
- Когда при разрыве прямой речи словами автора не должен находиться знак препинания или должна быть запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то в этом случае как перед словами автора, так и после них нужно поставить запятую и тире. Прямая речь после слов автора начинается со строчной буквы.
Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, - слова автора, - прямая речь».
Пример: «Я тебе, Вася, - сказал Михаил Иванович, - расскажу интересную историю о войне».
Или еще один пример:
«Сегодня мы, - сказал Петрович, - сможем завершить начатое так много лет назад».
- Когда при разрыве прямой речи словами автора должна находиться точка, то перед словами автора мы заканчиваем прямую речь запятой и тире, а после слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.
Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, - слова автора. - Прямая речь».
Пример: «Поехали, Вася, - сказал Михаил Иванович.- По дороге я расскажу тебе интересную историю о войне».
Или еще один пример:
«Ты заходи почаще, - сказала бабушка Вероника. – Я всегда с радостью расскажу тебе все, что помню о тех днях».
- Когда при разрыве прямой речи словами автора должен находится вопросительный или восклицательный знак или многоточие, то очень важно, что данные знаки препинания должны быть сохранены, а после них необходимо поставить тире. После слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.
Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь!(?) - слова автора. - Прямая речь».
Пример: «Вот это да! - воскликнул Михаил Иванович.- Мне очень понравилась эта история о войне».
Или еще один пример:
«Как еще мне до тебя докричаться! – воскликнула Анастасия. – Мне так жаль, что это произошло».
В случае если прямая речь находится внутри слов автора, то до начала прямой речи нужно поставить двоеточие, а в конце нее запятую и тире, если прямая речь не заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора после прямой речи пишутся со строчной буквы.
Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь», - слова автора.
Пример: Вася ответил: «Сегодня прекрасная погода», - и пошел плавать в озере.
Или еще один пример:
Маргарита сообщила: «Завтра я выхожу замуж», - и не сказав больше не слова, развернулась и ушла прочь.
Если же прямая речь заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки, то данные знаки сохраняются, а после них ставится тире. Все остальное оформление также, как описано выше.
Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь! (?)» - слова автора.
Пример: Вася воскликнул: «Какая сегодня прекрасная погода!» - и пошел плавать в озере.
Или еще один пример:
Петр удивленно сказал: «От тебя я этого никак не ожидал!» - и молча вышел за дверь.
Цитаты и знаки препинания при них
Цитаты - это такие выдержки, которые дословно взяты или из определенного текста или из устного высказывания. Цитаты используются для того, что подтвердить или пояснить мысли другого говорящего.
Выделение цитат в письменной речи подвержено определенным правилам. Обязательным условием является выделение их в кавычки и обязательное указание на первоисточник. В том случае, если цитата из текста или высказывания взяла не полностью, а лишь частично, то вместо пропуска слов ставят многоточие.
Например:
В книге Маркова сказано, что «неопределенность – это важная часть процесса …, который в свою очередь предопределяет последствия» (Марков М.В., Сборник сочинений, 1998, с. 62).
Еще один пример:
Поэзия Лермонтова, по словам К.П.Кич «органичный продукт …, не обремененный грузом отчаяния» (Кич К.П. Избранное, 1987, с. 77).
Существует еще несколько правил оформления цитат в письменной речи.
- Цитата может быть прямой речью в том случае, если она сопровождена словами автора. В такой постановке цитат она оформляется по всем правилам и нюансам прямой речи, которые описаны выше.
Например:
А.С. Пушкин писал: «Поэтом быть сложно, но так важно».
Еще один пример:
В.В. Прахин ответил: «Я не могу утверждать за всех, но сам абсолютно уверен в том, что он был прав и как ученый и как простой обыватель».
- Косвенная речь также может представлять собой цитирование. В такой постановке цитата выделяется кавычками, но первая буква строчная.
Например:
К.К. Кир писал, что «сегодняшнее сообщество представляет собой единый организм мыслей и идей, которые обязательно найдут свое проявление в дальнейшем».
Еще один пример:
В.Г. Белинский подтвердил, что «все произведения автора уникальны, но противоречивы, так как совершенно не соотносятся с внутренним миром автора».
- Цитата может быть введена в речь другого автора при помощи вводных слов или даже вводных предложений.
Например:
По мнению Царева В.Г., «это слишком длительный процесс, который должен контролироваться государством».
Еще один пример:
В соответствии с мнением В.Г. Адрианова, «сегодня важно не упустить момент и ввести в оборот данную новую криптовалюту, так как рынок абсолютно к ней готов».
- Если необходимо процитировать стихотворение, то в том случае, если цитирование полное и все строки данного произведения полностью соблюдены, то кавычки ставить не нужно.
Пример:
Здесь нужно вспомнить стихотворное произведение Лермонтова «Молитва» (1839 г.):
В минуты жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Таким образом, передача чужой речи представляет собой сложный процесс, но подчиняется определенным правилам, которые важно соблюдать.